Что такое аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда — полный обзор понятия и стоимости процедуры + профессиональная помощь в проведении аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест

Что такое аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда - полный обзор понятия и стоимости процедуры + профессиональная помощь в проведении аттестации рабочих мест

Приветствую читателей сайта «ХитёрБобёр»! С вами Мария Даровская, постоянный автор сайта.

Вашей компании предстоит процедура аттестации рабочих мест, и вы хотите знать, как правильно её провести? В сети полно информации, но говорят, что процедура претерпела изменения в 2014 году? Как быть, кому верить?

Не спешите паниковать. Мы поможем разобраться со всем этим шквалом информации и подробно изучим особенности процедуры. Гарантируем полную ясность в вопросе аттестации рабочих мест после прочтения материала.

1. Что такое аттестация рабочих мест и для чего она проводится?

Закон чётко определяет, что работодатель обязан обеспечивать адекватные условия работы своим сотрудникам. Об этом говорится в Трудовом кодексе. Чтобы контролировать выполнение этой обязанности и нужна аттестация.

Учтите, что с 2014 года процедура аттестации претерпела изменения и стала специальной оценкой условий труда, о чём подробно рассказано в отдельной публикации нашего журнала.

СОУТ контролирует условия труда на рабочих местах, следит за обеспечением и защитой служащих, контролирует наличие компенсаций, гарантируемых законом.

Также СОУТ помогает:

  • отслеживать регулярность медосмотров;
  • регулировать дополнительную тарификацию взносов в Пенсионный Фонд;
  • корректировать тарифы страховых выплат за травматизм;
  • контролировать подготовку отчетов в сфере охраны труда.

Организовывает и оплачивает СОУТ работодатель, а проводится она всегда совместно с аккредитованной организацией. Условия труда оценивают минимум единожды в пять лет со дня окончания последней аттестации.

Но если прошлая оценка подтвердила оптимальность или допустимость условий, и за пять лет с последней проверки на производстве не произошло ни несчастных случаев, ни профзаболеваний, то результаты продлевают ещё на пятилетие.

Ситуации, когда необходима внеплановая СОУТ:

  • появилось новое рабочее место;
  • предписание ГИТ;
  • изменили технологию производства;
  • заменили оборудование;
  • изменили материалы или сырье;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • выявили профзаболевание;
  • профорганизация выдвинула инициативу о проведении (обоснованную).

Проводят внеплановую процедуру за полгода. Проверяют 20% рабочих мест, но это число не должно быть меньше двух мест. А результаты проверки применяют ко всем местам этого типа.

Если проверяющая комиссия обнаружила факторы, которые могут причинить вред или стать источником опасности, она их анализирует. После анализа составляют отчёт, куда выносят выводы. Отчёт подписывают все члены комиссии, а председатель утверждает его.

К форме отчёта прикладывают карты аттестации каждого проверенного места. Карта состоит из шести разделов и нескольких подразделов подразделов. В карте обозначают место проведения, ставят оценки гигиены в производственной среде, а также гигиены тяжести, напряженности, обстановки труда. В конце каждого раздела указывают, кто проводил оценку, ставят дату и подпись.

Карта СОУТ действительна до следующей оценки.

2. Какие изменения внесены в аттестацию рабочих мест после 1 января 2014 года?

Как мы уже говорили, с января 2014 в процедуру аттестации рабочих мест внесли определённые изменения. Кроме всего прочего, она изменила и название и зовется теперь специальной оценкой условий труда — сокращенно СОУТ.

Сама процедура практически не изменилась, но стала строже. Оценку проводят те же самые компании, что раньше проводили аттестацию, при условии, что у них не кончилась аккредитация.

Если до вступления в силу нового закона аттестацию уже проводили, новую процедуру разрешается не проводить еще пять лет со дня проведения. Конечно, если для этого нет дополнительных оснований.

В видео вам расскажут о различиях между СОУТ и аттестацией.

Новый закон не только предоставил возможность снижать подклассы условий труда, но и изменил сроки ознакомления работников с результатами. Теперь они чётко определены и равны тридцати рабочим дням.

Обязательное размещение информации об итогах оценки на сайте предприятия тоже из серии нововведений. Расширили и тарификацию страховых платежей в Пенсионный фонд — теперь их целых шесть вместо двух, в зависимости от класса вредности.

Также в новом законе четко приписано, по каким факторам оценивают места каждого типа. Раньше для любого типа места измеряли все факторы.

До принятия нового закона виброакустические факторы измеряли на всех видах рабочих мест. Теперь это делают только на местах в производственных помещениях с оборудованием, излучающим эти факторы.

Такой подход упрощает процедуру за счёт устранения лишних элементов.

Если вам нужно проверить профпригодность рабочего коллектива, то рекомендуем прочесть статьи «Аттестация персонала» и «Аттестация работников».

3. Во сколько обойдется аттестация рабочих мест — ТОП-4 факторов, влияющих на стоимость процедуры

Как уже говорилось, проводить СОУТ вправе только аккредитованная организация, с которой компания, нуждающаяся в оценке, заключает договор.

Стоимость услуги зависит от ряда факторов.

Чем больше предприятие и сложнее условия работы на местах, тем сложнее процедура оценки предстоит. Соответственно, оценка рабочего места в «горячем» цеху стоит дороже, чем оценка рабочего места в офисе. Это происходит в силу увеличения спектра критериев оценки и усложнения самой процедуры.

Тут стоить вспомнить популярную иллюстрацию про быстро-качественно-дёшево — выбирай любые два.

Если вы не провели оценку заранее и время уже поджимает, стоимость проведения значительно возрастёт. Кому-то придётся работать сверхурочно, фирма привлечёт дополнительные ресурсы — всё это не может не сказаться на цене.

Фактор 3. Удаленность объекта оценки от аттестующей компании

Тут всё очевидно — чем дальше предприятие от аттестующей компании, тем больше времени и денег фирма потратит на дорогу.

Выход есть — можно взять транспортные расходы на себя или выделить транспорт для обеспечения «доезда» оценщиков на место. Это позволит частично снизить расходы.

Ну и, конечно же, по мере возможности выбирайте компанию, которая находится поближе к месту проведения работ.

Учтите, что цену устанавливают за оценку одного рабочего места, а за дополнительные исследования берут отдельную плату.

Понятно, что чем больше рабочих мест нужно оценить, тем больше придется заплатить. Если учесть, что для СОУТ оценивать нужно 20% рабочих мест одного типа, но не менее 2 штук, то рассчитать сумму легко можно самостоятельно. Надо только заранее узнать стоимость оценки рабочего места нужного вам типа.

Если рабочих мест оценить предстоит много, поинтересуйтесь скидками и специальными программами.

4. Как провести аттестацию рабочих мест — пошаговая инструкция

В этом разделе вы узнаете, как проходит аттестация.

Читайте пошаговую инструкцию с подробным описанием каждого этапа.

Шаг 1. Издаем приказ о проведении аттестации рабочих мест

Сначала издается приказ о проведении процедуры и создается спецкомиссия. В её состав включают сотрудников и компании-заказчика, и компании-исполнителя. В состав комиссии обязательно входит человек от профсоюза. Всего в комиссии должно быть нечётное число человек.

Обязанность этого органа — составить и утвердить график и список работ.

Шаг 2. Определяем список рабочих мест, подлежащих аттестации

Составляется список мест, которые предстоит проверить, а также опасных факторов места.

На этом этапе уже можно просчитать примерную стоимость проведения СОУТ. Просто умножьте стоимость оценки одного места на количество всех рабочих мест, которые нужно оценить.

Выбираем исполнителя. Для этого рассмотрите компании, удобные вам логистически, имеющие хорошие рекомендации и отзывы.

Логистическая удаленность — безусловный фактор удорожания, но если предстоит выбирать между качеством и логистикой, то ключевой аргумент — качество. Проблему удалённости можно решить, взяв на себя доставку на место сотрудников компании.

Лучше всего, если компанию вам посоветует кто-то из знакомых, кто уже пользовался их услугами.

Обязательно взгляните на сайт компании — у хорошей компании сайт приличный. Поищите отзывы о её услугах в поисковиках — если кто-то пострадал от их действий, то вы об этом, скорее всего, узнаете.

Шаг 4. Заключаем договор и вносим предоплату за проведение работ

Когда компания выбрана, настало время обсудить условия договора, сроки выполнения заказа и подписать договор.

После подписания внесите на счёт компании предоплату за проведение работ. Размер предоплаты обсуждают заранее, еще до заключения договора.

Шаг 5. Контролируем оценку степени травмоопасности рабочих мест

Оценка травпоопасности определяет безопасность использования инструментов, материалов и оборудования в работе и показывает, насколько уровень обеспечения работников соответствует нормам класса труда.

Процесс оценки травмоопасности рабочих мест лучше проконтролировать лично. Ведь от этого зависят результаты СОУТ.

Характеристику классов вы узнаете в таблице:

Источник: http://organoid.ru/delovoj-mir/attestaciya-rabochix-mest

Изменения и правила аттестации для рабочих мест 2018

Порядок аттестации мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2018 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих опасных и вредных факторов.

Это дает возможность разработать мероприятия по совершенствованию условий труда, или позволяет узаконенно назначить определенные виды доступных компенсаций и льгот.

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2018 году специальную проверку условий труда нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Читайте также:  Интернет-эквайринг — пошаговое руководство подключения услуги + практические советы как подключить интернет-эквайринг и не стать жертвой мошенников

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Периодичность проведения аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения аттестации, даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии вредных и опасных условий труда, потребуется повторная процедура.

Читайте также!  Должностная инструкция генерального директора ООО

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2018 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;
  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Читайте также!  Аттестация госслужащих — что это такое?

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Источник: http://vesbiz.ru/personal/attestaciya-rabochix-mest.html

От аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда: проблемы переходного периода

24.01.2014 12:20:00

Сегодня мы не будем говорить о том, плох или хорош новый закон, потому что на этом этапе нам надо принять его как данность.

Давайте попробуем увидеть позитивные моменты в том, что законодательство в сфере аттестации рабочих мест изменилось и научимся их использовать с максимальной эффективностью и для аттестующей компании, и для работодателя.

 Предлагаем Вашему вниманию публикацию, подготовленную на основе тезисов доклада Виталия Федина,  президента СРО НП «Национальное общество аудиторов трудовой сферы», на конференции в рамках специализированной выставки «Здоровье и безопасность – 2013»

 
Сразу бы хотелось отметить следующее. Мы как профессиональное сообщество считали и считаем аттестацию рабочих мест одним из наиболее эффективных инструментов в сфере охраны труда, доставшихся нам в наследство с советских времен. Это максимально объективный инструмент оценки условий труда.

И придирчивый заказчик всегда получал от этого инструмента максимум того, что позволяло и позволяет действующее законодательство. Однако были важные проблемы применения Аттестации как инструмента. Размотрим поподробнее. Важно выделить три проблемы.   Во-первых, следует отметить слабую увязку результатов аттестации рабочих мест с тарифной политикой ФСС и ПФР.

Тарифы по социальному страхованию фактически не зависят от реальных условий труда, от классов, установленных в ходе Аттестации. Безусловно, это ограничивает возможности аттестации как инструмента.   Следующая проблема – это достаточно слабый государственный надзор и контроль  наличия у работодателя проведенной аттестации.

Здесь проблема даже не столько в слабости контроля именно за аттестацией, а в том, что потенциала государственного надзора и контроля не хватает для того, чтобы обеспечить выполнение всех нормативных требований по охране труда всеми работодателями.

  Третья проблема, которая беспокоит нас как профессиональное сообщество, – это спрос на, скажем так, формально проведенную аттестацию рабочих мест. Часть заказчиков заказывает не реальную аттестацию, а просто комплект бумажных документов. Особенно часто так бывает в бюджетном секторе. Вы не поверите, но уже встречается аттестация стоимостью в 100 рублей за рабочее место.

  Понятно, что настоящая аттестация рабочих мест, отвечающая всем требованиям и проведенная с соблюдением всех необходимых процедур, по своему содержанию является весьма трудоемким и сложным мероприятием с себестоимостью не ниже  1500 рублей. Все, что дешевле – это не услуга, это профанация. И вот такая профанация стала частью рынка. Это проблема.

  Сегодня мы уже думаем о том, как эта сфера деятельности изменится при введении в действие ФЗ «О специальной оценке условий труда». Мы надеемся, что новое законодательство все то, что было хорошего в практике проведения аттестации рабочих мест, сохранит. И при этом решит те проблемы, которые в сфере аттестации сложились объективно.   Для таких надежд есть все основания.

Во-первых, очень важно, что вместо одной статьи в Трудовом кодексе РФ об аттестации рабочих мест по условиям труда мы получили целый Федеральный закон, посвященный специальной оценке условий труда. Это действительно большой плюс. Закон прямого действия, содержащий, в том числе и определение основных процедур, требований к организациям, проводящим специальную оценку.

Такого закона у нас до сих пор не было, и это, безусловно, повысит роль и значимость специальной оценки как инструмента аудита условий труда. Усиление этого инструмента будет обеспечено, конечно, в первую очередь, увязкой результатов спецоценки и дополнительных страховых тарифов в ПФР, а также увязкой со скидками и надбавками на тарифы ФСС.

В дальнейшем и сами тарифы ФСС будут определяться по итогам спецоценки.   Давайте сейчас попробуем сформулировать основные проблемы перехода от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда и определим, что в этих условиях должны делать аттестующие компании и работодатели.

  Сначала мне бы хотелось подчеркнуть тот факт, что мы в последние 4 года постоянно находимся в состоянии серьезных изменений в поле аттестации рабочих мест, и жить в условиях переходного периода становится уже каким-то привычным делом.   Итак, предлагаю начать с 2010 года и посмотреть, какой же рынок у нас был. Именно в 2010 году началась по сути современная история аттестации рабочих мест. Начало данному этапу положила введеная Приказом № 205 система аккредитации организаций, оказывающих услуги по охране труда. 2010 год стал для аттестующих годом борьбы за место в реестре Минздравсоцразвития России.

Массово закупалось оборудование для испытательных лабораторий, компании готовились к уведомительной аккредитации и подавали документы в Минздрав, для того чтобы ее пройти. Процесс это был непростой, в ряде случаев конфликтный. Тем не менее, на этом этапе развития рынка аттестации в реестр вошли несколько сотен аттестующих компаний, которые, преимущественно имели полноценную испытательную лабораторию (далее – ИЛ, прим. ред.) и дееспособный кадровый состав. Заводские лаборатории с рынка Аттестации ушли, не получив права работать в этой системе.

  До 2010 года широко применялись разного рода условные барьеры на этом рынке: существовали региональные системы допуска (например, регистрации на право оказания этой услуги при субъектовых комитетах по труду), массово работали организации из системы Роспотребнадзора и т.д.   Система федеральной аккредитации на право оказания аттестации эту ситуацию исправила.

Государство впервые увидело наше профессиональное сообщество – все организации, которые работают на этом рынке, детально рассмотрело их характеристики (кадровый состав, ИЛ, потенциал отрасти). Была проделана большая работа.

Читайте также:  Как взять займ под залог недвижимости - 5 простых шагов + обзор топ-5 популярных банков

  В период с 2011 по 2012 год рынок аттестации рабочих мест ежегодно увеличивался, государство посылало сигналы о том, что аттестация – важный и нужный инструмент. Предполагалось, что на его основе будет выстроена система управления профессиональными рисками и вся тарифная политика по линии ФСС.   В начале 2013 года данные тенденции сохранялись.

Однако в середине года ситуация  начала меняться. Старт для начала негативных тенденций на рынке положил Приказ № 590. Его содержание было настолько неоднозначным, что позволяло трактовать его по-разному.

В том числе ряд работодателей приняли решение о том, что они не должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда (это в первую очередь «офисники»), еще ряд работодателей принял решение подождать, пока сформируется общее понимание в отношении обязательности аттестации по различным категориям рабочих мест.

  Следующим толчком для спада рынка услуг по аттестации рабочих мест послужила информация о подготовке законопроекта «О специальной оценке условий труда». Спрос со стороны работодателей на аттестацию рабочих мест падал в течение второго полугодия 2013 года ежемесячно.

  Часть работодателей просто решило ждать новое федеральное законодательство, не выполняя требования действующего Трудового кодекса РФ.   Аттестующие компании (часть из них) начали снижать цены на данную услугу и  конкурировать друг с другом на стремительно падающем рынке. Это привело к тому, что и цены на конкурсах и тендерах так же стремительно пошли вниз.

  Хотелось бы подчеркнуть: когда мы говорим о рынке аттестации, мы подразумеваем, что это не классический рынок, где спрос и предложение определяют его основные характеристики.

Характеристики такого рынка определяют в первую очередь государственная политика в сфере охраны труда, включая законодательство в этой сфере, система контрольно-надзорных органов и,  конечно, экономическая выгода от применения аттестации.   К сожалению, сегодня можно констатировать тот факт, что все эти факторы работают против аттестации.

Рынок замер в ожидании перехода на специальную оценку условий труда. Объемы работ по аттестации в последние месяцы упали в 2-3 раза в сравнении с 2012 годом.   Наверное, с точки зрения работодателя – это  правильная позиция. Лучше подождать новый инструмент, возможно, он будет более полезным, экономически выгодным.

Хотя уверен, что в ряде случаев, с экономической точки зрения, для работодателя было бы выгоднее провести аттестацию. На сегодняшний дент это недорогая и доступная, понятная услуга. Уверен, что специальная оценка условий труда будет более дорогой услугой, по крайней мере, на первых этапах.

  Итак, мы видим ситуацию, при которой аттестующие компании должны были полностью подготовиться к оказанию специальной оценки условий труда к 1 января 2014 года. Фактически существенная часть аттестующих этого не смогла сделать в силу следующих причин.

  Во-первых, не смотря на введение в действие с 1 января 2014 года закона о специальной оценке, остается неопределенность по содержанию подзаконных актов, в первую очередь, методики проведения спецоценки и классификатора. Однако аттестующим организациям для того, чтобы подготовиться к работе, было бы желательно видеть их утвержденными еще полгода назад.

  Второе важное ограничение для аттестующих организаций состоит в том, что приходится готовиться к введению спецоценки в условиях падающего спроса на аттестацию, то есть фактически в условиях безденежья и отсутствия ресурсов для развития.   Давайте посмотрим на сложившуюся ситуацию с точки зрения Заказчика. Фактически здесь подготовка к проведению специальной оценки имеет те же самые проблемы. Отсутствует полностью сформированная нормативная база специальной оценки – приостановлена соответствующая работа у работодателя. Многим руководителям служб по охране труда трудно общаться со своим начальством и объяснять необходимость выделения бюджетов для специальной оценки условий труда в текущем году.   Другая важная задача для работодателя – четко понять, чем специальная оценка отличается от аттестации рабочих мест. И как нужно организовать работу по ее проведению.   Вот такие проблемы и сложности, несмотря на которые и аттестующие организации и работодатели уже вынуждены работать по новому ФЗ. Итак, какие же задачи стоят перед нами на переходный период?

ПЕРЕХОД К СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОТРЕБУЕТ ПЕРЕСТРОЙКИ ВСЕЙ РАБОТЫ
ОТ ОРГАНИЗАЦИИ-ИСПОЛНИТЕЛЯ

 
Мы знаем, что от результатов спецоценки будут зависеть с одной стороны пенсионные права работников, а с другой – дополнительные страховые тарифы в Пенсионный фонд. Это то, что коснется оценки условий труда «списочников». Очевидно, что недовольных будет много, – в первую очередь среди работников, чья профессия числилась в списках – даже несмотря на то, что фактически условия труда будут признаны допустимыми по итогам спецоценки. Кроме того, полагаю, что эксперты Пенсионного Фонда будут максимально придирчивы в отношении тех результатов специальной оценки, по которым работодатель убирает дополнительный страховой тариф. Споры по пенсионным делам могут возникнуть, кстати, и спустя несколько десятилетий после проведения оценок и измерений. В этой связи необходимо подчеркнуть, что требования к организациям, оказывающим услугу по специальной оценке фактически будут многократно выше, чем при проведении аттестации. Ошибка может стоить очень дорого. Все придется делать и оформлять идеально.  

РАБОТА ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

  Формально все аттестующие организации, имеющие аккредитацию на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест, после вступления в силу нового закона имеют право проводить специальную оценку в рамках срока своей старой аккредитации. Однако на практике подавляющему большинству организаций следует ускоренно готовиться к переаккредитации по новым правилам – расширять сферу аккредитации лабораторий. Если лаборатория аккредитована не в системах РА, то необходимо срочно переаккредитовываться именно в них. При этом следует иметь в виду, что формальные процедуры переаккредитации занимают до 90 дней.  

СОСТАВ ЭКСПЕРТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

  Также организациям необходимо обзавестись как минимум пятью экспертами, сертифицированными Минтрудом. Это весьма сложная задача, учитывая серьезный уровень требований к таким экспертам и фактически невысокую квалификацию многих исполнителей действующих аттестующих компаний. Большая часть аттестующих организаций – это компании, имеющие штат специалистов от 3 до 10 человек.    

СУЩЕСТВЕННО МЕНЯЕТСЯ РЫНОК УСЛУГИ

  Большая часть рабочих мест пойдет по так называемому декларированию, без проведения оценок и измерений замеров. Для работодателя это, на первый взгляд благо, позволяющее существенно снизить расходы на проведение специальной оценки, и фактически, своеобразный инструмент управления результатами специальной оценки.   Хочу подчеркнуть, что ни в коем случае нельзя этим инструментом злоупотреблять. Если работодатель задекларирует по 2 классу те рабочие места, на которых фактически есть вредности, это может стать проблемой. Работнику достаточно написать жалобу в ГИТ и проверка обеспечена.  

Рабочие места на российских предприятиях в своем большинстве такие, что вредные и опасные факторы можно найти почти везде.

С высокой степенью вероятности результаты декларирования могут быть признаны недостоверными со всеми вытекающими последствиями в виде наложения администативного наказания, выдачи предписания о проведении сплошной специальной оценки, исков работников о возмещении положенных им гарантий и компенсаций и т.д. Поэтому настоятельный совет работодателям – декларируйте только те рабочие места, в которых вы уверены на 100 %, что там действительно нет никакой вредности. При малейших сомнениях, а особенно в случаях, когда есть определенный уровень социальной напряженности внутри трудового коллектива (по вопросу условий труда), лучше подстраховаться и провести необходимые измерения и оценки.

   

ДРУГИЕ РИСКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

  Какие мы еще видим риски переходного периода для работодателей? Руководители и специалисты службы по охране труда на предприятиях должны обратить внимание на то, что у вас появляется оппонент, с которым придется чуть ли не бороться. Это финансовый директор, который наверняка уже подсчитал, сколько предприятие сэкономит денег, если всех «списочников» выведет во 2 класс условий труда.   Надеюсь, вы сможете убедить коллегу, что это задача не просто финансового подсчета, а гораздо более сложная, конфликтная, и не решаемая таким «кавалеристским» наскоком. Тем не менее, полагаю, что найдется все же  и такая категория работодателей, которая поступит именно таким образом. Коллеги! Не становитесь представителями именно этой категории. Будьте готовы представить готовые аргументы для финансового директора – почему так делать нельзя.  

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ

  Для экспертных компаний, мы как СРО рекомендуем выбрать области своей ключевой компетентности. Работать во всей линии фронта, как это было в аттестации, будет крайне тяжело. В отношении списков предстоит большая работа – непростая и конфликтная. Поэтому было бы логично, если бы экспертные организации как-то сконцентрировались и определили приоритеты по тем отраслям и видам экономической деятельности, по которым они работают. Я убежден в том, что одна экспертная организация не может качественно и одновременно проводить специальную оценку на крупных предприятиях из совершенно разных отраслей –  «нефтянка»,  металлообработка, легкая промышленность, связь, строительство, транспорт… Важно помнить, что с принятием закона также во многом ужесточаются требования к качеству проведения работ в рамках специальной оценки условий труда.   Мы только начнем работать по новому законодательству. Закон не идеальный, однако, давайте к этому относиться спокойно. Многое нам даст правоприменительная практика. Посмотрим, как закон будет работать. Думаю, что разработчики, если увидят явные недочеты, выявленные в ходе практической работы, внесут необходимые изменения в текст закона.  

Читайте также:  Как создать блокчейн-кошелек - пошаговая инструкция для новичков + способы пополнения и вывода денег с blockchain кошелька

Источник: trud-audit.ru

Все публикации

Источник: http://www.kiout.ru/info/publish/6610

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;

— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.

 
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя.

В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.

Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится.

Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Источник: https://kontur.ru/articles/2263

Ссылка на основную публикацию